О свободе.

uralskie_gory_foto_34

Выражаю благодарность Уайнхолдам за книгу «Освобождение от созависимости»

Начать эту статью я хотел бы с рассуждения о свободе как о понятии. Вопрос о том, является ли наше поведение результатом собственной воли или оно обусловлено внешними причинами, обсуждается на протяжении всего существования человечества. Доказательств существования этих крайностей в их абсолютной форме не существует.  И очень важным является чувствуете ли Вы себя свободным или нет. Таким образом можно сказать, что свобода — иллюзия нашей психической реальности. Истинная свобода приходит изнутри, а не извне.

Но давайте обратимся к психологии и рассмотрим появление свободы в психологическом мире человека. С момента рождения и до 2-3 лет ребенок завершает ряд задач своего развития. Наиболее важным в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если необходимое доверие установлено, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в возрасте 2-3 лет совершить свое второе, так называемое психологическое рождение. Важным навыком, который приобретается в этот период, является способность полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять твоим поведением. Если эта стадия не завершена и психологического рождения не произошло, то человек становится зависимым от других и не имеет представления о том, что его выделяет среди других людей. Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека (не завершивших второе рождение) устанавливают взаимоотношения друг с другом. В эти отношения каждый вносит часть того, что необходимо для создания завершенной и независимой личности. В таких отношениях внимание сосредоточено на партнере, и все причины неудач находятся вовне. Это приводит к необходимости контролировать другого человека, на что уходят все силы и невозможно сосредоточить внимание на внутренних ощущениях, страдает саморазвитие.

Понять, что у тебя есть признаки созависимости, возможно, отметив для себя ряд симптомов:

ощущение своей зависимости от людей;

ощущение пребывания в ловушке унижающих вас, контролирующих взаимоотношений;

низкая самооценка;

потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны

других, чтобы чувствовать, что у вас все идет хорошо;

ощущение своего бессилия что либо изменить в деструктивных

отношениях;

потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;

неопределенность психологических границ;

ощущение себя в роли мученика;

ощущение себя в роли шута;

неспособность испытывать чувство истинной близости и любви.

При этом важно понимать, что созависимость не может возникнуть у одного человека, она всегда возникает между двумя и более лицами. Если рассмотреть наше общество используя вышеизложенные идеи и попробовать представить свободное общество, в котором каждый прошел необходимые изменения и смог освободиться от созависимости, то можно выявить ощутимые различия.

Созависимое общество

Свободное общество

создает иерархии, поддерживаемые силой или угрозой силы

создает иерархии, в которых люди

связаны общими потребностями

вышестоящей группе принадлежит власть и право принятия решений, а нижестоящая группа бесправна

принятие решений распределено

по иерархии равномерно

вышестоящая группа берет на себя ответственность, риск, средства производства и распределяет награды, а нижестоящая обеспечивает поддержку, выполняет работу и получает минимальное вознаграждение

риск,ответственность, капиталовложения, средства производства, награды, выполнение работ и поддержка распределены по иерархии равномерно

пользуется сравнительным способом мышления — “ты или я”

пользуется кооперативным способом мышления — “ты и я”

созависимая форма взаимоотношений между группами удерживает систему целостной

взаимозависимая форма взаимоотношений внутри одной большой группы удерживает систему целостной

ценностями являются отнятие жизни и деструктивные действия, такие как война и эксплуатация

ценностями являются появление жизни, воспитательные качества, такие как сострадание и неприменение силы

пользуется жесткими сексуальными ролями

пользуется гибкими сексуальными ролями

относится к различиям между людьми с осуждением

относится к различиям между людьми без осуждения

использует страх, чтобы добиться разделения

использует надежду, чтобы добиться единства

Любая система, в которой не поощряется стремление ее членов быть уверенными в себе и самим распоряжаться собою, лишает их индивидуальной ответственности, делает людей пассивными, апатичными, беспомощными, трусливыми и не способными содействовать изменениям, необходимым для прогресса общества. Это наглядно прослеживается во многих авторитарных культурах, будь то на Востоке или Западе, в древности или в современном мире. Созависимость все еще является главной проблемой в современном демократическом обществе, так как служит препятствием как для личностного роста, так и для социального здоровья общества, которое ориентируется на доминаторную модель.

Перейдем от общего к частному. Для того, чтобы понимать как созависимость выглядит в семье, можно представить простую картину: отец приходит домой с работы. Но сначала определимся, что взаимодействие созависимых людей происходит в треугольнике ролей: преследователь-жертва-спасатель. Каждый в семье примеряет одну из ролей поочередно, обеспечивая круговорот в отношениях.  В первом акте взаимодействие происходит между преследователем и жертвой. Второй акт начинается, когда приходит спасатель, чтобы выручить жертву. В третьем акте спасатель нападает на преследователя и треугольник замыкается: преследователь становится жертвой, спасатель преследователем, а жертва занимает положение спасателя. Этот семейный спектакль выглядит как карусель, в котором игроки все время меняются ролями.

Итак, отец приходит с работы домой, после тяжелого трудового дня. Он может стать преследователем, когда кричит на детей, что они слишком шумят. Они могут чувствовать себя жертвами и жалуются матери на отца. Тогда мать спасает их, говоря, что отец имел в виду не то, что говорил. Затем она становится преследователем, так как чувствует, что ее мирный дом выведен из равновесия, и начинает критиковать мужа за то, что он кричал на детей. Это заставляет отца воскликнуть: “Я вымотался на работе, пришел домой, а теперь ты еще изматываешь меня!”. Он может или пасть духом как истинная жертва, которой он себя ощущает, или вступить в соревнование с женой за позицию жертвы, которая в этом случае говорит: “Я только пыталась все уладить. Я сижу весь день дома, тогда как ты уходишь и бываешь среди людей. Я скучаю и устала от такого обращения”. Затем они могут вступить в борьбу за то, кому из них хуже, пока дети не придут на помощь со словами: “Не ругайтесь, мы будем вести себя тихо”. В зависимости от силы потребности каждого из них находиться в положении жертвы, эта игра может продолжаться весь вечер с бесконечными вариациями. Вы, конечно, заметили, что в “драматическом треугольнике” существуют взаимоотношения между преследователем и жертвой, между жертвой и спасателем. Однако между спасателем и преследователем взаимоотношения отсутствуют. Это отсутствие отношений является критическим, поскольку, если бы спасатель и преследователь прекратили общение, игра закончилась бы. Вы легко можете распознать игры “драматического треугольника”, потому что в них участвуют люди, которые жалуются друг на друга, вместо того чтобы прямо сказать о том, чего они хотят. Люди пытаются заставить других почувствовать себя виноватыми в том, что им не дали того, чего они хотели. Как правило, это выражается в бесконечных жалобах на поведение других людей. Или они используют иные непрямые способы, например, манипулирование другим человеком, чтобы получить от него желаемое, даже не прося об этом.

Как врачу, мне бы хотелось завершить статью практическим советом. Если мы настроены на формирование в будущем здорового общества, то нам необходимо усвоить простую формулу воспитания, состоящую всего из двух элементов — это безусловная любовь и легкое попустительство. Всего вам хорошего, дорогие читатели.

 


Комментарии:

Добавить комментарий

*